Устранение пробелов Четвертой части ГК РФ – залог качественного товарного производства
13 февраля 2012
Наряду с другими факторами индивидуализация товаров, работ и услуг является действенным стимулом развития качественного товарного производства, серьезным образом влияющего и на другие сферы общественной жизни страны: экономику, право, социальное обеспечение, здравоохранение, культуру. Посредством использования индивидуализирующих признаков зарождаются и развиваются позитивные традиции производства, оздоровляется конкуренция.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ сегодня является защита прав на интеллектуальную собственность. Эти меры направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной и иных областях.
Использование средств индивидуализации товара выгодно изготовителю продукции, потребителю и государству. Будучи связующим звеном между производством, торговлей и потреблением, этот объект воздействует на потребителя, помогает изготовителю выделить свой товар из массы других товаров и противопоставлять его товарам конкурента, успешно реализовывать свою продукцию и функционировать в условиях рынка.
В связи с той ролью, которую средства индивидуализации товаров, работ и услуг играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны.
В последние годы особенно остро стоит проблема незаконного использования чужих товарных знаков, что связано с общим ослаблением правопорядка в стране и развитием частнопредпринимательской деятельности. Российский рынок наводнен поддельными низкокачественными товарами, которые ввозятся из-за рубежа, а также производятся внутри страны мелкими частными предприятиями и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Часть IV ГК РФ не содержит понятия незаконного использования товарного знака. Данный вопрос представляет собой достаточно серьезную проблему для правоприменительной практики и требует дальнейшего разрешения.
Для устранения возникшего пробела, как полагает автор статьи, необходимо дополнить ст. 1484 ГК РФ пунктом 4 следующего содержания: «Незаконным использованием чужого товарного знака признается использование товарного знака без разрешения правообладателя посредством его изготовления и размещения на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые вводятся в гражданский оборот на основании предложения к продаже, продажи, в том числе в сети Интернет, демонстрации на выставках, ввоза на территорию Российской Федерации или иным образом, а также с целью перевозки и (или) хранения».
В условиях формирования рыночной среды важнейшим стимулом хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции (товаров, услуг) в соответствии с запросами потребителей становится конкуренция. Кардинально меняются ориентиры в деятельности изготовителей, усиливается их внимание к маркетингу и сбыту товаров.
Успешное проведение реформ зависит от многих факторов, в том числе от активного вовлечения в этот процесс объектов промышленной собственности, являющихся средствами индивидуализации продукции. В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны. Меры в этой области направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, от подделок продукции и ущемления других прав.
Существует проблема разграничения понятий товарный знак, торговая марка, логотип, фирменный знак, бренд, принятых в общемировой практике, но определение понятий которых отсутствует в национальном законодательстве.
Представляется, что вышеназванные проблемы найдут решения в ходе работы по дальнейшему совершенствованию законодательства по вопросам интеллектуальной собственности в частности, на уровне подзаконных актов.
Следует отметить, что с каждым месяцем в гражданско-правовой оборот нашей страны включатся все больше объектов интеллектуальной собственности. Поэтому одной из ключевых проблем современной России является правовое и социально-экономическое обеспечение развития и защиты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность быстро набирает вес как фактор роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны.
Помощник прокурора округа
Л.А. Ощепкова
Поделиться записью: