ПРОКУРАТУРА
Прикубанского округа
города Краснодара
Официальный сайт

Административный надзор как профилактика преступлений

18 февраля 2013

Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» действует более года. Фактически этот закон возродил прежнюю, существовавшую в Советском Союзе систему контроля за осужденными, вышедшими на свободу.

Основной задачей административного надзора является предупреждение новых преступлений и правонарушений путем оказания  индивидуального профилактического воздействия на тех, кто преступил закон и понес за это наказание.

Административный надзор и, соответственно, административные ограничения могут налагаться только судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

Законом установлены случаи, когда надзор неизбежен, а когда его можно «заслужить».

Во-первых, независимо от каких-либо условий административный надзор в обязательном порядке вводится в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Во-вторых, административный надзор может быть установлен в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления против несовершеннолетнего, если такое лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения. Учитываются, при этом, не всякие административные нарушения, а лишь те, которые направлены против порядка управления, посягают на общественный порядок, общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

За несоблюдение установленных ограничений или невыполнение обязанностей поднадзорное лицо несет административную ответственность, предусмотренную ст.19.24 КоАП РФ (предупреждение, штраф либо административный арест до 15 суток). Так, если поднадзорный выйдет из дома в ночное время суток или появится в том месте, куда вход ему воспрещен, то его будет ждать штраф в размере от 1000 до 1500 рублей либо административный арест на срок до 15 суток.

Также статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от административного надзора (наказывается обязательными, исправительными работами либо лишением свободы на срок до 1 года).

В зависимости от «бывших заслуг» определяется срок административного надзора.

В отношении рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, срок надзора устанавливается от одного года до трех лет, но не свыше срока погашения судимости. Этот день является основанием для прекращения административного надзора.

Лица, совершившие преступления против совершеннолетних, опасные и особо опасные рецидивисты будут находиться под административным надзором до момента погашения судимости.

Осуществление административного надзора не лишает граждан возможности трудоустроиться либо пройти обучение, оказать помощь близким родственникам.

Прекращение административного надзора осуществляется в следующих случаях: истечение его срока; снятие судимости с поднадзорного лица; осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания; смерть поднадзорного лица. При этом, прекращение административного надзора не исключает установление судом административного надзора повторно.

 В том случае, если поднадзорное лицо ведет себя безупречно и своим поведением доказало утрату опасности для общества, то есть добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет установленные обязанности, положительно характеризуется, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица по истечении не менее половины установленного срока. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор досрочно прекращен быть не может.

Учитывая, что данный нормативный акт действует сравнительно недавно, сейчас сложно делать выводы о том, насколько эффективны будут принимаемые государством меры по предупреждению преступности. В любом случае конечная цель введения института административного надзора заключается в надежной защите интересов общества и государства от преступных посягательств со стороны тех лиц, которые уже были осуждены к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Старший помощник прокурора округа

Синицына Е.М.

Поделиться записью:

Телефон: +7 (861) 992-31-77
Адрес: 350049, Россия, город Краснодар, улица Фестивальная, дом 17/1