Верховный суд РФ выйдет с проектом постановления о преступлениях против военной службы
01 июля 2023
Самыми распространенными являются преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337–339 УК РФ). Далее идут преступления, связанные с нарушением уставных правил при отсутствии между военнослужащими взаимоотношений подчиненности (ст. 335 УК РФ) и против порядка подчиненности (ст. 332, 334 и 336 УК РФ).
С учетом изменений в УК РФ, внесенных в сентябре 2022 года, в том числе в главу 33, а также с учетом специальной военной операции и частичной мобилизации, Верховный суд РФ в оперативном порядке запросил у нижестоящих судов приговоры по преступлениям против военной службы, совершенным с 24 сентября 2022 года.
К субъектам преступлений против военной службы предлагается отнести в числе прочего мобилизованных граждан. Вместе с тем в проекте не затрагивается вопрос о добровольцах.
Предлагается дифференцированный подход к решению вопроса о возможности признания субъектами военных преступлений граждан, на которых обязанность военной службы возложена с нарушением закона.
Согласно позиции ВС, незаконно призванный гражданин не является субъектом преступления против военной службы. В этом случае суду надлежит постановить оправдательный приговор за отсутствием состава преступления при отсутствии признаков состава общеуголовного преступления (например, если призывник обвинялся в самовольном оставлении части или места службы по ст. 337 УК РФ).
В то же время если военнослужащий-контрактник добровольно поступил на службу с нарушениями требований (например, предъявил поддельные диплом или справку об отсутствии судимости), то его преступные деяния следует квалифицировать по соответствующим статьям главы 33 УК РФ.
Также уточняется важный для судебной практики вопрос квалификации соучастия гражданских лиц в преступлениях против военной службы. В частности, если гражданское лицо участвовало в совершении таких преступлений совместно с военнослужащими или резервистами в период военных сборов, то оно несет ответственность только в качестве организатора, подстрекателя или пособника (ч. 4 ст. 34 УК РФ).
Важное разъяснение касается особенностей применения к военнослужащему статей УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (ст. 37–42 УК РФ). В этих целях уточняется понятие заведомо незаконного приказа (ч. 2 ст. 42 УК РФ). В частности, таковым предлагается считать приказ, направленный на совершение преступления или нарушение законодательства РФ, либо не имеющий отношения к военной службе, либо отданный с нарушением установленного порядка — при условии осознания этих обстоятельств подчиненным.
Подчиненный подлежит уголовной ответственности на общих основаниях, если выполняет приказ начальника, предписывающий ему совершить заведомо для него уголовно наказуемые действия (допустить бездействие), то есть при осознании их явной преступности, с целью достижения конкретного преступного результата. При этом действия командира могут быть квалифицированы как подстрекательство или организация конкретного преступления.
Вместе с тем не подлежит уголовной ответственности военнослужащий, который не осознавал незаконность приказа или распоряжения. В этом случае его командир должен нести ответственность как исполнитель соответствующего преступления.
Согласно позиции ВС, ответственность военнослужащего по ст. 337, 338 и 339 УК РФ наступает за уклонение от службы, совершенное лишь указанными в диспозициях этих статей способами, — это самовольное оставление части или места службы, неявка в срок без уважительных причин на службу, симуляция болезни, членовредительство, подлог документов или иной обман.
В частности, военнослужащие, отказывающиеся от исполнения обязанностей по различным мотивам, но при этом не нарушающие порядок пребывания на военной службе, не подлежат ответственности по указанным статьям.
Кроме того, уточняются правила продолжительности сроков уклонения от военной службы, а также перечень уважительных причин, являющихся основанием для оправдательного приговора ввиду отсутствия состава преступления. К ним относятся обстоятельства, которые не зависят от воли военнослужащего и объективно препятствуют ему явиться в срок на службу (например, заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности, а также препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы).
С учетом новой редакции примечаний к ст. 337 и 338 УК РФ часть обстоятельств, раньше считавшихся уважительными для неявки в срок на службу, теперь рассматриваются в качестве тяжелых, чье стечение является основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Под стечением тяжелых обстоятельств предлагается понимать неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. К ним могут относиться, в частности, тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, а также неуставные действия при отсутствии угрозы здоровью или жизни.
Поделиться записью: